Тонкая грань между плагиатом и развитием тренда

Пожалуй, лишь одна Габриель Шанель искренне радовалась, когда её копировали, связывая количество подделок с ростом своей популярности. Но, чаще дизайнеры болезненно реагируют на попытки скопировать или подделать их творения. Во-первых, любому автору обидно, когда его идею нагло воруют и используют для получения экономической выгоды. И второе вытекает из первого: более дешевые по стоимости подделки или реплики могут снизить прибыли копируемой марки. 

Проблема плагиата актуальна не только для крупных Домов, менее известные марки, предлагающие оригинальные и успешные идеи, тоже могут подвергаться копированию и цитированию. Вещи нагло подделываются и подписываются именем оригинальной марки, не зависимо от степени ее раскрученности.

Копировать могут не полностью, но используя основную идею. Яркий пример, знаменитые красные подошвы Лубутена, спор из-за которых до сих пор остается открытым. Кристиан Лубутен судится с Модным Домом Yves Saint Laurent за использование красных подошв. И комментарии судей о том, что определенный цвет, вид отделки или конкретный материал не может быть запатентован одним дизайнером, чтобы не препятствовать здоровой конкуренции, только развязывают руки плагиаторам. Назревает вопрос, если YSL может красить подошвы в красный цвет, то чем хуже в таком случае китайские производители? К сожалению, авторские права дизайнеров одежды и аксессуаров очень слабо защищены, и чтобы отстоять свою точку зрения и защитить эксклюзивное право на свою идею, нужно потратить немалые деньги на судебные иски.

Когда оригинальная идея одного дизайнера уходит в массы, ее уже называют тенденцией. Идею развивают, обыгрывают со всех сторон, и нередко забывают о том, кто же был ее автором. А нередко, плагиаторы приписывают уникальную идею себе, и по прошествии некоторого времени, уже трудно уловить, кто же прав в споре за авторское право.

Я задала несколько вопросов русским дизайнерам итальянской марки Judari о проблемах плагиата, с которыми им приходится сталкиваться по мере роста популярности их марки. Дарья Голевко и Юлия Войтенко работают над коллекциями женской обуви, которая производится на итальянской фабрике. В коллекциях Judari есть несколько популярных моделей, которые активно копируются и подделываются у нас в России.


Дарья и Юлия, дизайнеры марки Judari
На вопросы ответила Юлия Войтенко.

F-legend: В 2010 году, после выхода вашей коллекции сапог-фуляров, русский бренд YanaStasia представляет на подиуме Российской Недели Моды туфли-сапоги, выполненные из павлопасадских платков. А в последней коллекции D&G представлены летние ботильоны из ярких шелковых платков, вызывающие ассоциации с  сапогами-фулярами Judari.
Как вы рассматриваете подобные коллекции, как попытку плагиата, или, напротив, отмечаете развитие тренда, который вы предложили? 


Сапоги-фуляры из коллекции Judari весна-лето 2010

Judari: Безусловно, мы рассматриваем подобные коллекции как плагиат. Как известно, если идею копируют, значит, она имеет успех, но, если это отражается на наших продажах, радости это никакой не приносит.

Одна журналиcтка, которой очень нравились наши сапоги-фуляры, проведя небольшое исследование, обнаружила, что в России было продано около миллиона китайских копий нашей модели. Распространялись они в соцсетях и в дешевых розничных магазинах. Мы тоже купили через сайт vkontakte.ru одну поддельную пару. На подошве даже логотип наш был скопирован. Производителей в таком случае найти очень сложно, но, по разным сведениям, это делали русские компании с производством в Китае.

Сапоги-фуляры из коллекции Judari

Мы видели подобные изделия у бренда YanaStasia. Что нас больше всего удивило в случае с брендом YanaStasia - это то, что организаторы Российской Недели Моды позволяют компаниям показывать скопированные коллекции. По нашему мнению, это вредит авторитету Российской Недели Моды. 
Но самая возмутительная история произошла с итальянским производителем MAX BIANCO, который не просто «вдохновился» нашими сапогами-фулярами, а сделал абсолютную копию, купив в Риме пару сапог. Он даже закупил партию платков на павлопосадской фабрике. Свое произведение он назвал именем DARIA BABUSHKA и продал нашему же клиенту в Монте Карло. Сейчас ему грозит судебное разбирательство.
А в последнем итальянском ELLE была заметка, из которой мы узнали, что, оказывается, кеды из винтажных платков только что придумал некий итальянец, а не мы, еще год назад! Все это довольно печально.

Что касается D&G – нам, конечно, это льстит, но такого уровню бренду как-то не пристало копировать молодую марку. На это лето они сделали сапоги–фуляры на танкетке и с открытым носом. «Такие же, но с перламутровыми пуговицами». 

F-legend:  Следующий вопрос о копиях. После выхода коллекции валенок Judari в московских магазинах можно было увидеть очень похожие аналоги валенных сапог с перфорациями, стоимостью менее 100 евро. Как вы к этому относитесь?

Judari:  Относимся мы к этому по-прежнему отрицательно, все никак не можем привыкнуть, что самые успешные наши идеи с поразительной скоростью порождают массу подделок. Утешает только, что в данном ценовом сегменте эти подделки не представляют угрозы в финансовом плане. Это как сумки Луи Вуиттон в переходе- наш конечный покупатель не купит такую подделку. Тем более, что они, как правило, очень плохого качества.

Валенки Judari


F-legend:  В конце января состоялось последнее слушание дела по иску Christian Louboutin против Yves Saint Laurent, предметом которого стала красная подошва. Вы поддерживаете Лубутена? Вы бы стали судиться с другой маркой за использование ваших успешных идей?

Judari: Мы полностью поддерживаем иск Лубутена. И сами тоже готовы судиться за нашу интеллектуальную собственность. К сожалению, при существующих законах очень сложно защитить свою идею (особенно в дизайне). Достаточно изменить малейшую деталь и модель уже будет считаться уже другой.
Поэтому подделывать будут всегда и ничего с этим нельзя сделать.

Сапоги-фуляры из коллекции Judari

Оригинальную обувь Judari можно приобрести в их интернет-магазине shop.judari.it, который недавно начал работать с доставкой покупок в РФ.  А также в магазинах Москвы, официальных точках продаж марки.

Подробнее о марке Judari  и ее дизайнерах смотрите в нашем интервью с Юлией и Дарьей в 2009 году. 

Фото:  Judari

Популярные сообщения из этого блога

Бесплатный курс в Дистанционной Школе Моды «Fashion School Online»

Терминология моды: правильное название швейных операций

В помощь модному автору: терминология деталей одежды